"Exhibition Igloo". Выставочный павильон-иглу в Антарктиде

Локация объекта: Антарктида, вблизи горной вершины Ульветанна, Wolf’s Fang
Дата реализации: Декабрь 2024 года.
Ледяные скульптуры и архитектура: Даниил Примеров, «ESKIMO» Custom Ice Team – Даниил Цой, Илья Тёкин, Михаил Барсуков.
Архитектурное освещение: ЭМКО – Ян Удалых, Максим Кондрашов, Роман Павлушко.
Выставочное иглу расположено в Антарктиде, вблизи горной вершины Ульветанна, рядом с кемпингом и взлетно-посадочной полосой Wolf’s Fang (Волчий Клык). Общий зал иглу представляет собой купольный свод, по периметру которого устроены три ниши со скульптурными композициями, выполненными из снега и льда. В этих нишах установлены скульптуры пингвинов, птицы-поморника и горной вершины. За пределами ниш на стенах размещены экспозиции с метеоритами и ледяной скульптурой пера пингвина. Проект ставил перед собой задачу создать неразделимый синтез скульптуры и света, подчеркивая уникальную атмосферу ледяного континента.

В скульптурной группе пингвинов источник света скрыт внутри самой композиции. Пингвины, воссоздавая круг, сохраняют тепло, а свет, исходящий из этого «семейного круга», символизирует не только теплоту, сохраняемую в суровом северном климате, но и тепло семейных отношений.

Освещение скульптуры поморника вдохновлено образом полета и ветра. Для этого объекта предусмотрено несколько световых режимов. Верхний прожектор создает свет, оптимальный для фото, гибкий линейный светильник внизу и прожектор в ледяном постаменте создают дополнительные художественные эффекты, благодаря каустике арктического льда.

Одной из ключевых особенностей освещения Выставочного иглу является использование арктического льда, который отличается от обычного льда своей структурой и непрозрачными снежными вкраплениями. Этот эффект светопроницаемости льда позволяет создавать уникальные световые эффекты при подсветке скульптур. Это же явление используется и при освещении ледяного пера пингвина. Один из прожекторов с широкой оптикой установлен у основания пера, создавая мистический эффект, словно перо упало и воткнулось в снег. Для скульптуры горной вершины предусмотрено несколько режимов освещения. Линейный светильник, установленный внизу, освещает гору на фоне ночного неба, в то время как верхний свет позволяет воспроизвести изображение горы при дневном свете.

Центральная часть экспозиции Иглу посвящена метеоритам и древним камням, возраст которых превышает 29 миллионов лет. Метеориты установлены на ледяные глыбы, в которые встроены два типа приборов освещения: прожекторы для художественного освещения и линейные светильники для верхней подсветки экспонатов. Прожекторы, скрытые под ледяным постаментом, излучают красный свет через арктический лед, создавая эффект огня, напоминающий процесс нагрева космических тел при входе в атмосферу. Линейные светильники для верхнего света, с холодной температурой, контрастируют с красным светом, подчеркивая экспонаты на теплом красном фоне.

Связь Выставочного иглу с улицей и другими его частями обеспечивают сводчатые переходы-тоннели, одна сторона которых заливается естественным светом, а другая — искусственным цветным освещением. Этот контраст создает для посетителей иглу эффект перехода в иной, волшебный снежный мир.

Одна из основных сложностей и особенностей проекта связана с освещением снега. Снег является материалом с крайне высоким уровнем отражения света. Это требовало тщательной проработки освещения до этапа монтажа для того, чтобы избежать переосвещенности и сохранить контрастность в скульптурном освещении. Для этого была создана 3D-модель иглу по предоставленным эскизам, что позволило провести светотехнические расчеты и разработать проект освещения. Это дало возможность найти баланс между акцентным и общим освещением до начала реализации проекта.

Некоторые детали и узлы освещения разрабатывались одновременно с монтажом скульптур, исходя из доступных материалов и особенностей работы со снегом и льдом.

В проекте использованы RGBW-светильники (W 4000 K), а также комбинация приборов с широкой и узкой оптикой. Это обеспечивает локальное освещение скульптур без нарушения контраста с общим светом. Все светильники управляются дистанционно с помощью пульта, что позволяет создавать различные световые сценарии внутри иглу. Световые режимы используют контраст холодной синей температуры и теплой красной. Синий цвет символизирует арктический лед и снег, красный – метеориты, космос, мистическую атмосферу удаленного континента.